Наш адрес: 420124 г. Казань,

ул. Чуйкова д. 52

8(843) 225-47-37 249-47-37

Правительством РФ утверждено положение об общей информационной системе, которая будет обеспечивать процесс оспаривания действий чиновников в досудебном порядке

11.12.2012

Согласно законопроекту, федеральная электронная жалобная книга станет доступна в 2014 году. Это нововведение вступит в силу вместе с постановлением Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» от 20 ноября 2012 г. N 1198.

Каждый чиновник порой оказывается неправ. Это – банальная истина, известная всем, кроме самих чиновников. Поэтому рядовому гражданину всегда трудно добиться справедливости. Кроме того, среди государственных служб распространена практика, когда жалоба на действие государственного служащего рассматривается тем, на кого она была и подана. Без взяточничества или использования связей этот порочный круг разорвать очень трудно, а порой и невозможно.

Электронные системы помогут изменить такую ситуацию. Благодаря им службы и ведомства, а, соответственно, и их работники, будут действовать в открытом режиме. Такие базы данных устраняют существовавшую раньше бумажную волокиту.

Напомним, что на данный момент внесудебные методы урегулирования конфликтов граждан с различными государственными структурами активно развиваются. Хочется верить, что чиновники планомерно начинают осознавать простую истину: отсылать просителей по разным инстанциям – это пережиток старины. Порой игнорировать претензии становится дороже, чем удовлетворять требования граждан: ведь существует управа в виде суда. Если человек не добьется уважения своих прав сейчас, то он может истребовать нужное через суд, а это увеличит расходы в разы.

Как указывают специалисты, сейчас широкую практику внедрения досудебных процедур вводит налоговая служба. В результате количество судебных процессов, связанных с налогообложением, понизилось. Кстати, недавно вступили в действие изменения в области предоставления государственных услуг. Поправки детально прописывают способы внесудебного и досудебного оспаривания действий и решений государственных служащих. В том числе была создана общегосударственная информационная система досудебного обжалования.

Пожаловаться теперь можно будет через Интернет, при этом направить заявление можно как непосредственно в сам госорган, так в многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Гражданину, направившему заявление, предоставляется возможность следить по жалобной книге за ходом дела. В электронной системе сосредоточена вся нужная информация: время направления жалобы на рассмотрение ответственному лицу, регистрационный номер, даты подготовки, согласования и подписания ответа. Само решение также будет размещено в системе.

Конечно, бюрократические привычки искоренить не так просто. Отписка и в информационной системе останется отпиской. Однако теперь легче будет привлечь чиновника к ответственности. Федеральная база данных должна дисциплинировать бюрократов, а незаконные решения по-прежнему можно оспорить через суд. Помимо этого, в отдельных органах планируется включить в список критериев оценки работы госслужащих количество поступающих жалоб. В результате им будет выгодней нести службу добросовестно.